Читала стенограмму заседания на Аю-Даге. Идёт обсуждение разных вариантов финалов, как они пишутся, дошла речь до открытых финалов. И вот одна девушка говорит, что ей всегда после открытого финала хотелось узнать, а что же там автор напридумывал. Ей всячески возражают, мол, при открытом финале предполагается активное мыслительное усилие читателя, именно он должен не просто потребить написанное, а сесть, включить мозги и подумать. Она настаивает, что продолжение она сама придумала, но нужно же знать "как было на самом деле". И тут Ладыженский говорит замечательную фразу, которая вышибла из меня дух. Просто квинтэссенция того, что я чувствую, когда со мной пытаются обсуждать финалы моих фиков или их ещё ненаписанные продолжения:
"Автор – не истина в последней инстанции. Мы не лекарство – мы боль".Ещё немного самокопания в эротических сценах
На том же самом Аю-Даге наткнулась на обсуждение эротических сцен. Мне это близко ( ), неделю переваривала и вдруг сегодня, как не смешно, поняла, что согласна с говорившимся.
Наташа Щерба: Хочу спросить насчет эротических сцен. <...>
Олег Ладыженский: Другое дело, что их надо уметь писать! Это уже отдельная история.
Наташа Щерба: Как их писать? Об этом и хотелось поговорить.
Олег Ладыженский: По-разному. Здесь важна такая же мера таланта автора и такая же мера владения ремеслом, как и везде. Единственное, я бы рекомендовал избегать технологической порнографии. Знаете, как у Тимура Шаова в песне: «Ее грудь напряглась, и соски, как всегда, отвердели». Или что-то вроде «его восставшая плоть», «он вошел в нее»… Дальше обычно идет наречие – как вошел: мягко, твердо или быстро. Технологический ряд немецкого порнофильма.
<...>
Олег Ладыженский: Писать надо через образы. Чтобы я испытывал ощущения, а не был зрителем, который в кресле с пивом за всем этим наблюдает. <...> Приучайтесь описывать, исходя из опыта героя и из того, что знает автор, а не из абстрактных книжных знаний. Или киношных. И главное: понимать, чего я хочу добиться эротической сценой. Я ж могу написать ее, например, с целью вызвать у читателя отвращение. <...> Описывая эротику, так же как и описывая боевые сцены, помните, что само действие активной реакции у читателя не вызывает. Если нет тайны. Показали ему: вот один половой орган, вот другой, вот они в таком-то ритме движутся… <...> Oбычный половой акт не зрелищен. Он не эротичен со стороны и интересен только прыщавому подростку, который никогда этого не видел. А так – со стороны там нечего смотреть. <...> Поэтому, конечно, эротика требует постановки. Само действие не зрелищно. Очень хорошо работать через сопутствующие средства. Через запах. Через ритм, который весело описывать музыкальными терминами – адажио, престо… Читатель сам себе остальное нафантазирует. У него вполне грязное воображение. <...> Поэтому решайте через побочные вещи. Это будет интересно. И никогда не делайте такого: «вся Вселенная закружилась вокруг них, все звезды…». Сиропом не решайте.
На самом деле буквально вряд ли можно воспринять данные советы для фиков, ведь они же и есть та самая порнография с технологическим рядом. Но подумала я, подумала, поперебирала в мыслях фики, которые мне понравились, и обнаружила, что в них как правило секс идёт вспышками, без описания, и в качестве вспомогательного средства, через которое даётся характер.
Сразу вспоминаю то, что мне показывали про Шамаха и Диавару (кто знает, тот поймёт). Крышесносительно горячо, но секса как процесса нет, одни отрывочные мысли о нём, написанные хлёсткими словами. И куча психологических метаний вокруг. Блестяще!
Сама себя всегда буквально ненавидела за манеру писать технологический ряд. Почему-то мне казалось это правильным, хотя изнутри самой жутко не нравилось. Та же "Война", к примеру. От и до. Сколько психу было над этим фиком! Но у меня к "Войне" вообще куча авторских претензий. В оправдание только то, что там весь акт подогнан под военные действия, а это уже отношения двух людей, а не просто секс. Хотя вообще-то я бы сейчас сказала: "Так писать не надо".
На данный момент мне кажется более правильным что-то вроде "Тихого" или ещё лучше - про рыжую обезьянку. Мимоходом, без конкретики и с целью показать душу персонажа.
Хотя да, фики это фики, иногда я расслабляюсь и пишу порнофильм. Типа "Кошачьей мести".