Долгое время в историографии господствовало мнение, которого и сейчас придерживается ряд исследователей, согласно которому основная масса простолюдинов - горожан и, особенно, крестьян, в рассматриваемое нами время оставалось по преимуществу неграмотной, а потому реальное знакомство с популярной литературой напрямую фактически оставалось уделом меньшинства. Однако это положение подверглось тщательной ревизии рядом учёных, признавших его несоответствующим исторической действительности.

Так, согласно сравнительно недавним исследованиям, ассортимент и объёмы популярной печатной продукции в рассматриваемый период представляются довольно внушительными. Только один лондонский памфлетист Джон Тэйлор написал около 150 различных памфлетов и около 500 000 отдельных стихов, путеводных заметок, политических комментариев и шутливых историй в первой половине XVII века. Количество экземпляров альманахов составило 400 000 единиц в год в XVII веке. Продажи произведений одного только популярного астролога Уильяма Лилли составили 30 000 экземпляров в год. Дешевые издания народных сказок и баллад также продавались в огромных количествах: один английский издатель Чарльз Тайз выпустил 90 000 томов в 1664 году. Баллады, напечатанные в виде листовок были также многочисленными: тот же Ч.Тайз выпустил около 37 500 балладных листов. Только около 3 000 единиц баллад было зарегистрировано Книгоиздательской компанией в XVI-XVII веках, что означает, что в этот период было напечатано 15 000 или около того экземпляров этих баллад. Более удивительно недавно подсчитанное количество так называемых "newsbook" - прототипов современных информационных газет, - которое только лишь в 1620-1630 годах составило цифру свыше 5 млн. В свете вышеприведённого материала возникает правомерный вопрос: если утверждение о повальной безграмотности английского позднесредневекового населения - верно, то как тогда объяснить необходимость издания такого количества популярной литературы?

читать дальше