Долгое время в историографии господствовало мнение, которого и сейчас придерживается ряд исследователей, согласно которому основная масса простолюдинов - горожан и, особенно, крестьян, в рассматриваемое нами время оставалось по преимуществу неграмотной, а потому реальное знакомство с популярной литературой напрямую фактически оставалось уделом меньшинства. Однако это положение подверглось тщательной ревизии рядом учёных, признавших его несоответствующим исторической действительности.
Так, согласно сравнительно недавним исследованиям, ассортимент и объёмы популярной печатной продукции в рассматриваемый период представляются довольно внушительными. Только один лондонский памфлетист Джон Тэйлор написал около 150 различных памфлетов и около 500 000 отдельных стихов, путеводных заметок, политических комментариев и шутливых историй в первой половине XVII века. Количество экземпляров альманахов составило 400 000 единиц в год в XVII веке. Продажи произведений одного только популярного астролога Уильяма Лилли составили 30 000 экземпляров в год. Дешевые издания народных сказок и баллад также продавались в огромных количествах: один английский издатель Чарльз Тайз выпустил 90 000 томов в 1664 году. Баллады, напечатанные в виде листовок были также многочисленными: тот же Ч.Тайз выпустил около 37 500 балладных листов. Только около 3 000 единиц баллад было зарегистрировано Книгоиздательской компанией в XVI-XVII веках, что означает, что в этот период было напечатано 15 000 или около того экземпляров этих баллад. Более удивительно недавно подсчитанное количество так называемых "newsbook" - прототипов современных информационных газет, - которое только лишь в 1620-1630 годах составило цифру свыше 5 млн. В свете вышеприведённого материала возникает правомерный вопрос: если утверждение о повальной безграмотности английского позднесредневекового населения - верно, то как тогда объяснить необходимость издания такого количества популярной литературы?
читать дальшеУказанные данные свидетельствуют в пользу востребованности печатавшейся литературы в достаточно широких слоях населения, и, как следствие этого, в пользу распространённости, по меньшей мере, элементарной грамотности в среде широких народных масс. Крупный исследователь истории книгопечатания и чтения в средневековой Англии Х.С.Беннет на основании тщательного обзора рынка печатной литературы в конце XV-первой половине XVII веков пришёл к тому заключению, что уже в конце XV-начале XVI веков "...способность читать была широко распространена". Более того, "эту способность можно обнаружить среди всех слоёв общества и среди обоих полов". Кроме аргументации, связанной с объёмами и содержанием печатной продукции, Х.С.Беннет приводит малоизвестный акт 1543 года, согласно которому чтение Библии на английском языке запрещалось "женщинам, ремесленникам, подмастерьям, ученикам ремесленников, земледельцам и рабочим". По мнению историка, различие социальных слоёв в этом акте было основано на уверенности властей в широкой распространённости способности к чтению среди простого народа. <...> Грамотность напрямую зависела от профессиональной области и места жительства человека: те слои населения,чья профессия была связана с чтением, письмом и счётом, или те, чей труд гипотетически облегчался бы владением этими навыками, были в подавляющем большинстве грамотны. Так, большинство английских ремесленников, торговцев и копигольдеров было грамотными. Кроме того, грамотность представителей любого социального слоя зависела от степени урбанизации его местности, а также от её близости к столице:процент грамотности среди городских жителей выше, чем среди деревенских; а среди столичных выше, чем провинциальных. Так, 66% лондонских ткачей были грамотными, в то время как в провинции грамотность среди ткачей составляла 51%. В среде подмастерьев и слуг, по мнению Н.Хейл, трое из четверых умели как читать, так и писать. <...>
Учитывая вышеприведённую статистику и наблюдения, можно с уверенностью полагать, что у памфлетной литературы потенциально всё же была довольно широкая аудитория. Здесь стоит заметить, что данные, приведённые выше, основаны в целом на изучении способности людей писать и ставить подпись на официальных документах. Способность писать зачастую приравнивается исследователями к грамотности, и, на этом основании, автоматически делается вывод и о навыке чтения. Однако М.Спаффорд на примере сельского общества графства Кембридж убедительно доказала, что подобная статистика недооценивает способность людей читать. Дело в том, что навык чтения формируется быстрее и раньше навыка письма, и сельский человек вполне мог ограничиваться только первым, в силу того, что его образование просто не доходило в подавляющем большинстве случаев до навыков письма и счёта. На основании этого, М.Спаффорд пришла к выводу, что "намного больше сельских жителей могли справиться с текстом печатной баллады или памфлета, чем написать свои имена под протестантской клятвой".
Ю.Игина.
Ведовство и ведьмы в Англии: антропология зла.