воскресенье, 08 августа 2010
В третьем классе мы с подружками гуляли по коридорам школы, где учились старшеклассники, и я, показав на кабинет истории, сказала: "Вот этот предмет будет у меня любимым". Мне тогда не поверили, а бывалые приятели постарше уверяли: "Погоди, вот поучишься, поймёшь как это ужасно". Предполагалось, что учить даты исторических событий, их порядок, выводы делать на основе, закономерности, предпосылки искать, разделять поводы и причины - ужасный ужас и занудство.
читать дальшеПрава оказалась я. Экзамен по истории в своей жизни я сдавала раза четыре, по крайней мере два раза это был мой добровольный выбор. Сначала нам преподавала тоненькая женщина, о которой я запомнила всего два факта: постоянно сползающие на кончик носа очки и как она однажды ехидно поиздевалась надо мной, когда я, отвечая у доски какой-то параграф о монголо-татарском нашествии (кстати, с какого перпеугу сиё дело принято так называть? полная же ерунда), забыла последовательность и точное название городов, по которым воевал какой-то из тогдашних князей. Вообще-то из памяти у меня вылетел всего один город. По-моему, это совсем не повод поднимать ребёнка на смех перед всем классом.
Второй нашей историчкой была своеобразная женщина со страшной внешностью, но потрясающим умением преподавать. Она была родом из Питера, училась там, и соответственно это был совсем другой уровень культуры. Можно спорить, но поверьте, преподаватели нашего местного педа могли знать и говорить тот же самый материал, но отношение к жизни, к ученикам, к той же истории было совершенно другим. Я её обожала, честно. Хотя очень многие её терпеть не могли и издевались откровенно. Рабоче-крестьянское детство - лишь бы ни хрена не учить, получить оценку минимумом усилий и свалить.
Где-то уже ближе к классу 10 мне подарили собрание сочинений Тарле. Не помню, кто и откуда, но книжки были почти на папиросной бумаге, странички просвечивали насквозь, но чёрт возьми, это же были труды о Наполеоне, о войне 1812 года! Помню, когда меня доставало читать обязательную программу по литературе (до сих пор ненавижу "Героя нашего времени", которого пришлось проглотить за один день, а уж про Льва Толстого промолчу), я брала увесистый кирпич Тарле и отдыхала.
Так вот, тогда наша питерская историчка с сомнением на меня посмотрела и сказала, что рано мне ещё исторические монографии читать. Вроде как лучше науч-поп, что-то попроще. Я удивилась про себя и вернулась к трудам академика. На тот момент, я знала движение наполеоновской армии на Москву и обратно, а также всякие сопутствовашие мелочи и подробности на зубок. Это было легко и понятно.
Прошло больше 10 лет. Сейчас я купила и раскрыла очерки всё того же Тарле по истории Французской революции. Боже, как же я отупела! Мне стыдно, сквозь текст приходится буквально продираться. Последовательности и закономерности почти ощутимо ускользают от сознания. А ведь спроси сейчас, не вспомню ничего конкретного по истории, которую сдавала столько раз. Так, общие ощущения.
В очередной раз грустно и возмутительно, как повседневная жизнь, быт, работа лишает того, чем гордился. Мозг будто слеживается и перестаёт быстро работать самостоятельно, приходится его включать насильно. И что? Дальше будет только хуже?апд.
Подниму, ибо дискуссия идёт.
@музыка:
Girls Aloud
@настроение:
озадаченное
@темы:
мысли вслух,
принцесса несчастна,
просто обо мне
У меня родители историки. И брат историк
И он ей просто бредит, если честно. Как-то, когда ему было года четыре, мама взяла его с собой в школу (мы с ним оба не ходили в детский садик), так он там начал старшеклассникам рассказывать про войну 1812 года
И разговоры у нас с ним сейчас соответствующие. Если не про футбол или музыку, то обязательно по концепциям современных гуманитарных наук
Ну я вообще тоже. На самом деле, как филолог, очень устаю в окружении историков...
Только у нас на новый год все могут сидеть и обсуждать дворцовые перевороты или столыпинские реформы. А я это все плохо знаю... хорошо, когда о чем-нибудь более абстрактном и философском говорим. Или спорим о методах в истории и истории литературы... и совершенно не хватает обычного, бытового общения.
Наверное, поэтому я всегда такая унылая
Так что всего должно быть в меру
Ну правда, от этого очень устаешь... да еще в этом году брат защищает кандидатскую, а папа - докторскую, так что все вообще буйным цветом расцвело. Кругом сплошная история
Ну да. У нас все гуманитарии. Это, конечно, плюс. Но иногда просто до жути тоскливо... -______-
Да, это есть. Потому я и сорвалась так на свой день рождения.
Поэтому я почти не праздную свой день рождения - день как день, только торт есть
Историю знать конечно нужно, но вот если брать к примеру нашу историю, Казахстана, то зачем мне знать сколько было зубов у коня Чингисхана и сколько было пуговиц на его сюртуке, ну полный бред ... ведь многое в жизни из того что мы когда то учили в школе, нам не пригодится вообще ... особенно мне эта дурацкая математика
Всякую такую ерунду вы учите потому, что сдавать потом по типу ЕГЭ, я думаю. Не устно же. Когда мы сдавали всю историю устно, на зубок знать требовалось только даты, да и то можно было вывернуться при умении.
В жизни всегда пригождается именно то, что считал совершенно ненужным.
Ты как думаешь? На счёт заучивания всякой ерунды про количество зубов и пуговиц?
Ну, во-первых, это никогда не помешает для общего развития. Во-вторых, обычно по поводу ЕГЭ etc сильно сгущают краски. На самом деле тесты по гуманитарным предметам очень простые.
А в первую очередь я имела в виду математику.
Что химия, что физика, что математика - они пригождаются всегда.
А зачем мне знать про пуговицы? Странно. Одно дело, если я досконально изучаю конкретно данный отрывок истории, а если просто в общем потоке. Не вижу смысла.
Ну, таким образом можно очень многое убрать из программы. Вообще почти все.
Зачем мне вообще знать историю или литературу, если я ими не занимаюсь? Зачем мне знать географию, если я все равно дальше одного континента не езжу?
С таким подходом действительно тогда можно вообще ничего не учить.
Мне нравился подход институтский. Мы не учим вас наизусть, мы учим вас чтоб вы знали, где взять, если понадобиться. И это правильно.
Хо-хо, ну вам, значит, повезло в университете. Нам после первого курса было запрещено пользоваться цитатниками, а сдавать поэзию, не процитировав ни одного стихотворения, - это, считай, не сдать экзамен.
И ничего, не жаловались. При том, что это было нам совершенно непрофильно - литература, потому что мы были лингвисты и литвед нам был вообще ни к чему. Про нас были дейксис и дискурс, и современные концепции языка.
И тем не менее, сказать, что у меня плохое образование и что мне забивали голову "не тем" я не могу.
А тот подход про "знать где взять" деклалировался самими преподавателями постоянно.
Естественно, к экзамену полагалось всё выучить, ничем пользоваться, кроме головы, низзя. Но я писала уже, если ты в течение семестра учился, а не балду пинал, и плюс умел думать, сдать плохо было невозможно.
Нас учили искать все самим. Хоть из-под земли, но вы должны это достать к семинару/коллоквиуму/практическому
Ну и тот факт, что ты был прилежен в течение семестра не давал гарантии, что сдашь хорошо.
Абсолютно так же. Просто невозможно же на сдать, если учился.
Вполне возможно
По крайней мере, у нас. Очень строго было, нас из 26 человек до конца четвертого курса только 12 доучилось.
В школе не очень любила историю как таковую. Помню, каким адом для меня было заучивание наизусть дат, фамилий, фронтов и прочая. Но любовь к декабристам и партизанам сделала своё чёрное дело.
Счастливая! А я так и не решилась на истфак идти, хотя готовилась. Но в тот год, когда нашему набору нужно было поступать, ввели дополнительный вступительный экзамен на истфак - иностранный язык. Это сразу огромный чёрный крест был. Так и оказалась я на психологии и социальной работе.
А сейчас я умереть как хочу на филологию, но опять-таки экзамены.
На меня тут уже посмотрели как на больную. "Первый раз вижу человека, который сознательно хочет на филфак" - сказали.
"Первый раз вижу человека, который сознательно хочет на филфак" - сказали.
Ого! Даже так? Эх, ну что за судьба у филологов
Вымирающий вид.
Ну еще бы. Студенческий контингент - сплошные дамы
Они есть, они даже у нас преподавали
Не знаю, у нас на сто человек было восемь мальчиков, такой вот поток