Может неудобно, но я лучше тут отвечу. Заранее извиняюсь, если что не так.Так поняла, что должна описать жанр так, как я его понимаю. Ой щас облажаюсь. Ну ладно
ЖанрыДетектив - это истории про преступления в самом широком смысле. Есть преступление, есть расследование. Раскрыто они или нет в итоге - не суть важно.
Любовная история - ой, это когда основные события вертятся вокруг любви одного персонажа к другому персонажу или нескольким персонажам. Любовь имеется в виду романтическая, эротическая, с большой натяжкой - платоническая со скрытым желанием её перехода в эротическую фазу. 
Фантастика - история, в которой обязательно должно быть фант.допущение - что-то, чего нет в окружающей нас реальности. На настоящий момент, это допущение может быть и не сюжетообразующим вовсе. Но быть должно.
Саспенс - произведение с жутью внутри. Часто с потусторонним, но не обязательно. Главное - сильное эмоциональное напряжение у читателя, которое создаёт текст.
Мистический роман - по большому счёту для меня это почти то же, что и саспенс. Только саспенс это всё же нечто более широкое. Мистика уже, я думаю. Ограничена потусторонними явлениями - мертвецы, призраки, проклятия, тёмное колдовство. Что-то такое.
Боевик - кратко: мочилово. Много агрессивного действия, мало философствования и лирики. Как в "Мушкетёрах": я дерусь просто потому, что я дерусь.
Эксплуатационный роман - вот это я так и не смогла понять, что такое. Простите.поджанрыДетектив закрытого типа. Ох! Вообще, не знаю. Предположу, что это нечто в стиле чисто английского убийства. Когда все персонажи сразу известны и преступник среди них.
Психологический детектив. Детектив, в котором основной упор сделан на противостоянии эмоциональном и... ну да, психологическом преступника и расследующего. Где много речи про состояния персонажей, а не на внешнем действии.
Исторический детектив - детектив, время действия которого не в современности, а в прошлом. Лично для меня только это критерий - время.
Иронический детектив - детектив, в котором расследование происходит с изрядным количеством шуток и насмешек.
Фантастический детектив - история про расследование в мире, где есть фантдопущение.
Логично 
Политический детектив - это когда расследование происходит в кругах властьпридержащих. Ещё лучше, если есть заговор против власти или других государств.
Шпионский детектив - хм, практически то же самое для меня, что и политический. Разве что усилена именно секретность расследования.
Техническая антиутопия - ух! как собака сейчас: понимаю, а словами сказать не могу. Так что пропущу.
Апокалиптическая фантастика - книги, где основное допущение - разного вида тотальные разрушения цивилизации. Стихийные бедствия, техногенные катастрофы, войны, нападения инопланетян, нашествия вампиров (как в "Штамме" только что прочитанном) и т.д.
Постапокалиптическая фантастика - истории, где допущение - уже свершившаяся разруха. И как жить после этого? - главная идея книги.
Ксенофантастика - точно не знаю, опять-таки предполагаю, что здесь допущение - наличие чужих или иных форм жизни. Не в смысле человекообразных вампиров или зомби, а совсем иных.
Твердая научная фантастика - фантастика, в которой вся фантастика обосновывается научно. Технический прогресс, все дела. Всё должно быть объяснено и логично.
Киберпанк - книги, в которых основное внимание уделяется цивилизации, завязанной на Цифру. Для меня это именно антураж мира. Как правило, это антиутопия, всё хреново и предапокалипсис.
Нанопанк - ничего не скажу.
Биопанк - то же самое, что киберпанк, только мир строится на супер-продвинутых биотехнологиях.
Таймпанк - опять пропущу
Стоунпанк, сандалпанк, клокпанк - сразу нет 
Стимпанк - антураж викторианской Англии, технологии, построенные на использовании паровых машин, какие-то весьма далёкие от реальности.
Дизельпанк - подозреваю, тут дело в топливе. 
Отступление - все панки для меня, это чисто внешний антураж. Внутри может происходить что угодно.
Сплаттерпанк - некая загадочная хрень. По-моему, мало вообще кто знает что это. Ну вот Клайв Баркер со своими "Восставшими из ада" оно самое и есть. Возможно, он в принципе единственный представитель этой дряни. Физиологично, отвратительно, мучительно и тошнотно. Я бы сказала, что у автора сильный сдвиг по фазе на садизме. Нормальный человек вряд ли сможет это читать без рвотных позывов.
Социальная антиутопия - книги, показывающие неприглядные стороны общества, доведённые до некого максимума, чтобы их было явственно видно. Основная мысль - как хреново жить в обществе себе подобных.
Альтернативно-историческая фантастика - произведения, в которых с некого условно-узлового момента история человечества идёт в другом направлении. То самое "а что было бы, если бы?"
Криптоистория - хм, вдруг поняла, что не могу дать этому определения
Практопия, какотопия - пропускаю
Авантюрная фантастика - произведения, в которых герой должен постоянно приключаться. Действо, действо, действо. Часто крайне необдуманное и происходящее по глупости.
Фэнтези меча и магии (героическое фэнтези) - ох, тут чисто моё ощущение, наверное, крайне неверное. Главный признак героического фэнтези для меня - наличие чёткого разделения на чёрное и белое. Главный герой весь такой хороший защитник обездоленных, а противостоит ему Тёмный Властелин, гад и аморальный тип.
Кстати, я бы не стала объединять героическое фэнтези и фэнтези меча и магии. Но это субъективно.
Эпическое (высокое) фэнтези - опять-таки субъективно и неверно. Это произведение, охватывающее широкое движение истории того мира, о котором написано. Вероятно, должны быть в наличии классические фэнтезийные расы.
Игровое фэнтези - хм, не знаю
Роман ужасов - произведение, в котором читателя постоянно пугают. То есть главная цель - пощекотать нервы.
Нуар - опять-таки внешний антураж для меня. Общие интонации депрессивности в тексте, главный герой - разочаровавшийся во всём и вся циник, кругом предательство и обман.
Слешэр (история отсчета тел) - рубилово-мочилово. Честно, не совсем чётко могу отличить это от тупого боевика.
Истории о людоедах, истории об оборотнях, истории о зомби, истории о вампирах - не знаю что тут говорить. По-моему, в названии уже всё сказано. Сюжет построен и основывается на наличии всех перечисленных особей.
Готический роман - для меня практически синоним мистики.
Триллер - произведение с напряжённым сюжетом. Вот так просто.Касаемо предпочтений.
Начну с самого нелюбимого. На самом деле, не скажу категорично - я это ни за что читать не буду. При определённых обстоятельствах я могу прочитать что угодно. Но по нежелательности для меня первое это что-то без определённого сюжета. Если я правильно поняла из наших разговоров, то это эксплуатационные романы.
Затем я поставлю любовные романы. И к третьей группе отнесу слаттерпанк (оно уже понятно из моего описания), постапокалиптику, героическое и эпическое фэнтези, иронический детектив и разные слэшеры.
Из предпочтений на первом месте будет фантастика, желательно в её фэнтези-проявлении. Затем мистика. Затем детективы.
Если нужно что-то уточнить, спрашивай. И да, расскажи мне, я совсем лох в жанрах?
Да нет, почему же?
Весьма и весьма
Тем более, что вопрос вообще не до конца решенный со всеми этими определениями и прочим. Так что это самое такое... хм, простое деление. В конце концов, надо было на чем-то остановиться...
Про фантастическое допущение - это вообще очень точно сказано. Удивительно, но не так много народу о нем вспоминает в случаях, когда просишь дать определение фантастики в целом
читать дальше
Не, вообще, знаешь, все просто отлично. Искушенный читатель, это видно
Так интересно получилось. Что любишь и не любишь фэнтези
Хотя вот с читательской точки зрения прекрасно понимаю.
Тогда еще такой вопрос. В этом случае как отбираешь книги? По авторам? По впечатлениям уже прочитавших? Пролистываешь книги? Ну, для того, чтобы попасть именно на тот жанр, который нужно. А то бывает, обещают убертриллер, а на деле текст - описание личной драмы героя, настолько унылое, что даже при желании не сможешь ему сопереживать
Мнение редактора с мнением аудитории относительно жанра частенько не совпадает ведь
А как же ещё можно отличить фантастику от нефантастики?
Банальная штука, на самом деле. Новеллизация настольных и компьютерных игр
Тьфу! Я об этом подумала, но решила, что не может же быть всё настолько просто
А тут маньяк (ну, или пара маньяков) гоняет группу людей и убивает (обычно) по одному, ужос!
Таки это "Крик"
Искушенный читатель, это видно
Уууу, спасибо!
Отбираю книги по рецензиям. Прицельно читаю "Мир фантастики", там для меня удобная довольно градация книг. И в принципе по рецензии могу судить о чём примерно будет книга. Плюс иногда беру оттуда же книги, которые явно мне по жанру не подходят, но высоко оценены.
Второй подход по частоте у меня - авторство. То есть если я наткнулась на автора по рецензии и мне понравилось, то дальше я скорее всего куплю его новинку и без рецензии. И даже если оценка будет низкая.
А листать я не листаю. Книги покупаю только через Озон, а там сложно пролистать
В принципе я не привязана к жанру напрямую. В смысле фантастики. Даже если я промахнусь с жанром, но книга будет хороша, только порадуюсь. С "Королевой бедлама" сейчас так было. Совсем не фантастика, но прелестная история.
Но я же не только фантастику читаю. Другую художественную литературу типа детективов или исторических романов я беру без системы. Акунина я люблю и читаю как автора. Дрюона взяла читать потому, что маме понравился. Хотя плююсь сейчас. Достоевского читала потому, что услышала, будто он нравится тем, кто не любит Толстого. Поскольку Толстого я терпеть не могу, решила проверить теорию. Могу вообще просто книгу с полки с краю взять и начать читать.
Ну, до самого понятия "допущение" редко доходят. Обычно более пространно говорят. Ну, типа "в фантастике есть фантастическое". Лучшее определение, которое я слышала. Это мне студент сказал
Прицельно читаю "Мир фантастики", там для меня удобная довольно градация книг.
Там же в рецензиях всегда есть четкая оценка по параметрам? Типа "атмосфера", "герои" и проч.?
Сама б я тоже не дошла. Это я когда-то чью-то статью прочитала с конкретно таким определением.
Там же в рецензиях всегда есть четкая оценка по параметрам? Типа "атмосфера", "герои" и проч.?
После очередного "форматирования" у них теперь сверху есть конкретное определение жанра, а рядом с оценкой моменты, которые есть в книге и которых нет (например: есть вампиры, оборотни, любовь, нет юмора, логичного окончания). Плюс оценка разбивается вообще удобно: сюжет, мир, персонажи, стиль, качество издания. Если я знаю, что для меня главное сюжет и персонажи, то я могу определиться
Говорю же, искушенный читатель
Вообще огромное спасибо, на самом деле!
На специальности идеально подойдет для обоснования классификации. Так что правда очень тебе благодарна!
После очередного "форматирования" у них теперь сверху есть конкретное определение жанра, а рядом с оценкой моменты, которые есть в книге и которых нет (например: есть вампиры, оборотни, любовь, нет юмора, логичного окончания). Плюс оценка разбивается вообще удобно: сюжет, мир, персонажи, стиль, качество издания. Если я знаю, что для меня главное сюжет и персонажи, то я могу определиться
Надо будет купить пару номеров. А то я последний раз покупала, когда они про деда писали. А это было очень давно -_______-
А по уму действительно может пригодиться. А то я что-то в последнее время в основном в иноязычные статьи ударилась, не есть гут, когда есть неплохой отечественный материал
Моими словами будешь обоснуй делать?
Вообще огромное спасибо, на самом деле!
Да не за что. Мне понравилось, давай ещё!
В "Мире фантастики" много субъективности, но она в любой рецензии есть. Иногда я в корне не согласна с их выбором, особенно с итогами года. Но в общем и целом мы совпадаем с ними, а куда-то же надо ориентироваться.
И мне очень нравятся их статьи и интервью с писателями. Сразу так поглядишь на человека, что он из себя представляет. И кстати, некоторых авторов я ни за что не возьму после таких интервью. Любое творчество это же сублимация чего-то изнутри. Если в интервью видно, что там внутри нехорошо, то и выброс читать не хочется. Мне про Камшу и её особенности написания многое стало понятно из пары статей, которые она для "МФ" делала.