It might sound like I'm an unapologetic bitch, but sometimes I gotta call it like it is
Хотела написать пост про себя, но потом передумала, вспомнив услышанное в машине утром по дороге на работу. Может, оно кого-то заденет и обидит, но я ИМХО изложу.
Суть услышанного была в том, что студенты, недавно опрошенные в каком-то исследовании, в огромном количестве списывают на экзаменах. И оправданием себе ставят: жаль тратить время на изучение и запоминание того, что потом не понадобится.
Честно - меня подобный подход возмущает. Чего бы откровенно не признать, что тупо неохота учиться? Лень, мозгов не хватает, ещё варианты... Нет, я могу допустить наличие какого-то предмета, который органически не лезет в мозг. За свою учёбу в институте я один раз списала на экзамене. Это была социология, которую я честно пыталась выучить. Но реально - теории социологические не лезли в голову и не укладывались там. Один экзамен за пять лет. И чёрт, я чувствую себя ущербной до сих пор, потому как не разбираюсь в социологии.
Но превращать это в систему?
Мы много всякого изучали, чего не пригодилось потом. Но высшее очное образование это шанс узнать много разного. Это развитие. Расширение кругозора. Да, для меня высшее образование до последнего времени было знаком качества на человеке: если человек отучился и получил диплом, значит, у него мозг развит определённым образом, человек умеет думать, анализировать, у него есть багаж знаний даже и не по специальности. Сейчас, глядя на выпускников, я уже понимаю - совсем всё не так. Конечно, если подходить к вопросу с позиции "это мне не надо и это тоже", что получится? Смысл в таком высшем образовании?
И что значит "жаль тратить время"? У студента основная задача - учёба. Это всё равно как взрослому человеку сказать: что-то жалко мне время тратить на работу, не пойду. Ну и останешься без работы и без денег. Последствия понятны. А студент почему-то считает, что у него всё иначе устроено?
Короче, послушала я это утром и стало мне грустно. Начнёшь верить во все истории, которые рассказывают в ЖЖ преподаватели про студентов.
Суть услышанного была в том, что студенты, недавно опрошенные в каком-то исследовании, в огромном количестве списывают на экзаменах. И оправданием себе ставят: жаль тратить время на изучение и запоминание того, что потом не понадобится.
Честно - меня подобный подход возмущает. Чего бы откровенно не признать, что тупо неохота учиться? Лень, мозгов не хватает, ещё варианты... Нет, я могу допустить наличие какого-то предмета, который органически не лезет в мозг. За свою учёбу в институте я один раз списала на экзамене. Это была социология, которую я честно пыталась выучить. Но реально - теории социологические не лезли в голову и не укладывались там. Один экзамен за пять лет. И чёрт, я чувствую себя ущербной до сих пор, потому как не разбираюсь в социологии.
Но превращать это в систему?
Мы много всякого изучали, чего не пригодилось потом. Но высшее очное образование это шанс узнать много разного. Это развитие. Расширение кругозора. Да, для меня высшее образование до последнего времени было знаком качества на человеке: если человек отучился и получил диплом, значит, у него мозг развит определённым образом, человек умеет думать, анализировать, у него есть багаж знаний даже и не по специальности. Сейчас, глядя на выпускников, я уже понимаю - совсем всё не так. Конечно, если подходить к вопросу с позиции "это мне не надо и это тоже", что получится? Смысл в таком высшем образовании?
И что значит "жаль тратить время"? У студента основная задача - учёба. Это всё равно как взрослому человеку сказать: что-то жалко мне время тратить на работу, не пойду. Ну и останешься без работы и без денег. Последствия понятны. А студент почему-то считает, что у него всё иначе устроено?
Короче, послушала я это утром и стало мне грустно. Начнёшь верить во все истории, которые рассказывают в ЖЖ преподаватели про студентов.
Я всегда говорила себе: возможно кто-то и позволяет себе списывать, если ему нужен только диплом, но мне нужны знания. Я, прежде всего, хочу стать специалистом, которого будут ценить и уважать за то, чего он добился.
У нас в университете в свете введения новых стандартов образования все экзамены письменные. Многие пишут с "ушами" ,например. Я выступаю против стукачества на тех, кто пользуется минигарнитурой, но масштабы происходящего ужасают. Ладно юрист, списавший экзамен. Но врач! Это же угроза жизни многих людей...
Я к тому, что сейчас у выпускников преобладает тотальная безграмотность. Конечно, есть люди, которые учились, которые знают всё то, что в них вкладывалось. Но когда студенты, получающие высшее образование, не умеют процент из числа высчитать (это реальный пример) - это позор. Когда человек с высшим образованием не умеет связно мысль изложить - это тоже позор. Когда человек не умеет проанализировать что-то, просто не умеет, - это отсутствие образования. Когда инженер не умеет начертить схему от руки, а только на компьютере щёлкает быстро, это тоже не образование.
Это всё к тому, что не должно такое преобладать. Исключение из правил, но не правило.
И на самом деле как бы я тут не плакалась про свой тупизм и лень, но если без эмоций - я в институте была не так уж плоха и сейчас сильнее всех. Без короны, так просто есть.
А про учёбу. Наверное, нам повезло, у нас в деканате и на кафедре изначально была установка на развитие, а не заучивание. Постоянно нам долдонили, что задача каждого преподавателя научить нас самостоятельности, чтобы мы могли сами найти знания. Никогда не забуду как я право сдавала. Меня преподаватель после моего заявления: "Я ничего не знаю", из кабинета просто не выпустила. Сиди и думай, не может быть такого, чтобы ничего не знала. В результате на оба вопроса ответила на пять. Включаешь мозги, что-то там себе сопоставляешь, и вот оно.
Поэтому мне самое странное, когда человек с вышкой просит готовое решение. Сядь и подумай.
очень повезло вам с преподавателями, да. у нас бывали такие, которым надо было слово в слово из конспекта рассказывать.
Аналогично. Я хотела в технический университет на юрфак, но...
очень повезло вам с преподавателями, да
Прелесть маленького факультета. У нас все преподы были свои, нас знали, как родных, кто на что способен. Вряд ли дальше у студентов была такая возможность. Нас на госах даже защищали от комиссии сторонней, декан сидела и спорила с комиссией, когда начинали совсем левые вопросы задавать.
Понятно, что это не всегда так, но многие требуют именно этого.
LeeLana, в том-то и дело, что сейчас студенты не хотят включать мозги
Вот это и удручает.
Я к тому, что иногда не списывать не получается, даже если хочешь относиться серьёзно)
Можно быть несогласной с точкой зрения, но запомнить её и излагать.
А смысл излагать то, с чем ты не согласен? Это сделает меня умнее?
Если меня три курса учили одному, а потом пришёл преподаватель, который 40 лет учит по одной и той же программе ещё союза и рассказывает абсолютно противоположное тому, чему меня учили до этого, я должна это запоминать? Есть ли смысл?
А ты думаешь, в жизни всегда излагаешь и делаешь только то, с чем согласен?
Ты увидишь две точки зрения, пусть даже одна неправильная. Смысл в её изложении - оценка. Запоминание - всегда неплохо, тренировка памяти.
Я же здесь говорю про то, что есть учёба ради знаний, и учёба ради чего-то другого. Две разницы. И их запросто можно сочетать.
Нет, я так не думаю, но в университет я пришла не для того чтобы повторять за другими, а для того, чтобы сформировать свои знания. Нас именно этому учат - не повторению услышанного, а формированию своего.
Для кого-то действительно посидеть в контакте гораздо приятнее и важнее, чем узнать что-то новое. И это печально
Наверное, это от общества в целом зависит, от настроя в нём. Если оно не порицает списывание в принципе, естественно, молодёжь идёт по пути самому лёгкому.
Ценным становится не знание, а навык списать незаметно, то бишь обмануть. Я вот никогда списывать не умела, мне проще было к экзамену подготовиться
Ну вот для меня очень важно понимать, для чего я это делаю. Делать ради делания - это для школы. В университете это все же, по мне, делание ради пользы. Понятно, что из всего рассказанного можно найти что-то для себя полезное, но учить ради этого абсолютно противоположный твоим представлениям материал... Есть ли, объективно, смысл?
Так для того чтобы получить оценку, я и списать могу. Знаний у меня в любом случае не будет.
Потому что выучила я то, что мне не понадобится никогда, - забыла через год, помню только то, что мне понравилось/пригодится. Что я так и так запомнила бы.
Ну как кто-то в 20 лет может судить что ему может понадобиться в жизни? Да никогда! Ну если только ты не умеешь предсказывать будущее. Я сейчас не жалею ни об одном предмете, даже том, от которого плевались всей группой, или который я никак не могла сдать именно по причине "преподу надо, чтобы ему пересказали его мысли". Понимание того, что ты знаешь много, может, больше, чем большинство окружающих - бесценно.
А я, заметь, не говорю, что я это знаю)
Просто я вот сейчас думаю о конкретном примере - о педагогике. Нам говорили три года, что надо ориентироваться на учеников, строить уроки, исходя из их интересов. А полгода назад к нам приходит женщина лет под 70 и говорит, что самое главное - авторитет учителя, не слушайте учеников, вы важнее. Ну вот выучила я её точку зрения, но учить-то буду по другой. И забуду то, что она мне говорила просто потому что я этим не пользуюсь.
То есть я списала - не знаю, выучила - не знаю. И опять же смысл?)
И потом, ты прям стопроцентно уверена, что она неправа? А если тебе нужно добиться от учеников чего-то, что им категорически неинтересно? Я сразу вспоминаю учителя истории, которая приехала к нам преподавать из Питера. Сначала она тоже была вся такая, что я не буду вас заставлять и всё такое. Прошёл год, и ей пришлось кое-кого драконовскими методами заставлять. Потому что есть показатели успеваемости, ещё там что-то, к чему интерес учеников имеет мало отношения.
Это я сейчас к тому, что лучше знать два варианта, чем один, пусть даже сейчас один тебе кажется самым правильным.
Приведу ответный пример.
Последний курс факультета психологии и социальной работы. Группа будущих специалистов по социальной работе. Практически все лекции и семинары по специальности проведены. Можно уже браться за написание дипломов, исследования проводить. И вдруг нам начинают читать бешеный по объёму курс гражданской обороны. Причём заставляют нас мотаться по городу в мороз по разным местам: утренняя часть лекций читалась в одном здании, а послеобеденная совсем в другом районе. Мы столько матов сложили на это "совершенно ненужное обучение"! Но ездили исправно, писали лекции, что-то там учили, вопросы задавали, хотя могли только для галочки присутствовать. Закончили курс, ладно.
Зачем эта гражданская оборона соцработникам?
Проходит полтора года. Я устраиваюсь на работу туда, где работаю сейчас, и что меня там спрашивают? "Ты же изучала гражданскую оборону?" И я в силу своих должностных обязанностей начинаю взаимодействовать с теми самыми людьми, которые мне этот бешеный ненужный курс читали. И институтскими тетрадками с теми лекциями мне пришлось тряхнуть спустя полтора года.
Это к вопросу о том, что никогда не знаешь с чем столкнёшься потом.
Институт это шанс узнать и получить максимум. Потом его не будет. Вот просто не будет. Потом ты так или иначе начнёшь знания терять. И условно, чем больше в тебе было, тем больше в тебе со временем будет оставаться. 100-50=50 или 50-50=0.
Ну я вот ничего не имею ни против философии, ни против экономики, ни даже языка математики, но некоторые вещи я не могу принять.
Да, возможно, это просто не в моём характере. Да, я лентяй, и не хочу учить то, что мне не нравится. Да, возможно, это просто какая-то разница в поколениях, потому что система образования изменилась уже раза два только с тех пор, как я в университет поступила. Но я действительно не вижу в этом смысла. Я лучше язык математики выучу и сдам, чем эти вот методы в педагогике.
Ну до женщины у нас вёл замечательный дядька, который хоть и был строгим до крайности, но у него на парах интересно было))